Тюльпаномания

Тюльпаномания (tulipomania; голландские названия включают tulpenmanie, tulpomanie, tulpenwoede, tulpengekte, bollengekte) была периодом в истории Нидерландов, во время которого спрос на луковицы недавно введенного и фешенебельного растения - тюльпан, достиг таких уровней, что огромные цены взимались за одну единственную луковицу. Пик Тюльпаномании пришелся на 1636–37 гг., вообще считают первым существенным «спекулятивным пузырем». Из-за этого, термин "тюльпаномания" также использовался метафорически, чтобы обратиться к любому большому экономическому «пузырю».

Этот период в истории был освещен в книге Экстраординарное популярное заблуждение и безумие толпы, написанной британским журналистом Чарльзом Мэккеем в 1843 году, спустя больше чем два столетия. Согласно Мэккею, однажды спекулянт заплатил целых 12 акров земли за одну луковицу тюльпана. Мэккей утверждает, что много таких инвесторов обанкротились после падения цен, и в голландской экономике наступила депрессия. Исследование Мании является достаточно трудным из-за ограниченного количества данных, датируемых 1630-ыми годами, многие из которых являются предубежденными и антиспекулятивными. Экономисты, однако, нашли некоторые рациональные объяснения того, что случилось. Другие цветы, такие как гиацинт также в одно время после введения цветка видели ценовой взлет, и после цена существенно снизилась. Есть некоторые свидетельства, которые говорят о существенном экономическом бедствии после Тюльпаномании. Высокие цены, возможно, также ввели в ожидания декрета от парламента, согласно которому контракты могли быть аннулированы за маленькую стоимость.

История

Тюльпан был привезен в Европу в середине 16-ого столетия из Османской империи, и стал очень популярным цветком в Объединенных Областях (теперь Нидерланды). Культивирование Тюльпана в Объединенных Областях, как вообще считают, началось в 1593 году, когда фламандский ботаник Шарль де л'Эклусе вырастил тюльпан, из посланных ему луковиц из Турции де Бесбекком, чтобы проверит насколько хорошо цветок сможет переносить более жесткие природные условия Низких Стран.

Цветок быстро стал желанным роскошным растением и символом положения в обществе, и быстро был культивирован. Производители могли называть свои создания, как они желали, и это привело к появлению различных названий. Много ранних форм названий имели префикс " адмирал" (Admirael), часто объединяемый с именами тех, кто вывел тот или иной сорт, например, Admirael der Eijck. Generael было другой популярной приставкой, которую сейчас можно найти в названиях приблизительно тридцати разновидностей. Однако обозначение могло быть случайным. Голландцы, которые развивали большое количество методов современных финансов, создали рынок для луковиц тюльпана. Самые захватывающие и очень популярные луковицы тюльпана дают цветы с яркой окраской, линиями, и огнем на лепестках в результате того, луковицы заражаются типом мозаичного вируса.

Тюльпаны растут из луковиц, и размножаются и через семена, и через зародыши. После 7–12 лет семена тюльпана сформируют цветущую луковицу. Когда луковица превратится в цветок, оригинальная луковица исчезнет, но луковица - клон формируется на ее месте, также, как и несколько зародышей. Должным образом выращенные зародыши станут отдельными луковицами впоследствии. Мозаичный вирус распространяется только через зародыши, а не семена, и поэтому культивирование самых привлекательных вариантов занимает годы. Расцветают тюльпаны в апреле и мае и цветут в течение приблизительно недели, и вторичные зародыши появляются сразу после этого. С июня до сентября луковицы могут быть извлечены из грунта, и после этого фактические наступает период продажи-покупки луковиц. Во время остальной части года торговцы подписывают контракты, заверенные нотариусом, чтобы купить тюльпаны в конце сезона (фьючерсные контракты).

Поскольку цветы стали популярными, профессиональные производители платили все более высокие и более высокие цены за луковицы с вирусом. К 1634 году, частично в результате спроса на тюльпаны от французов, спекулянты начали выходить на общий рынок. В 1636 году, голландцами были созданы первые формальные фьючерсные рынки, где контракты на покупку луковиц в конце сезона, продавались и покупались. В течение 1636 года, цена на редкие луковицы поднялась на самый высокий уровень. В ноябре 1636 года, цена обычных луковиц без ценного мозаичного вируса также начала повышаться. Голландские эксперты описали этот период в истории распространения тюльпана, как windhandel (буквально "торговля ветром"). Однако в феврале 1637 года, цена резко упала, и торговля тюльпанами зашла в тупик.

Социальная мания и наследие тюльпаномании

Голдгар утверждает, что, хотя мания на тюльпаны, как называют этот период, не являлась фактическим экономическим пузырем или спекулятивным пузырем, тем не менее, тюльпаномания оказала серьезное влияние на голландское общество по другим причинам. "Даже при том, что финансовый кризис затрагивал очень немногих, шок от тюльпаномании был значительным. Целая сеть ценностей была подвергнута сомнению". В 17-ом столетии, было невообразимо для большинства людей, что какой-то цветок мог стоить настолько больше денег, чем большинство людей зарабатывало за год.

Большая часть обратной реакции против тюльпаномании, такой как антиспекулятивные брошюры, о которых позже сообщали Бекманн и Мэккей, не были написаны «жертвами» пузыря, но они были, прежде всего, неукоснительно мотивированы. Переворот рассматривался как извращение морального доказательства порядка.

Таким образом, относительно незначительное экономическое событие привело к появлению такого рода «этических» рассказов. Почти столетие спустя, во время крушения Компании Миссисипи и Южной Морской Компании приблизительно в 1720 году, тюльпаномания появилась в новом виде. Когда Йохан Бекманн сначала описал тюльпаноманию в 1780-ых годах, он сравнил ее с падающими лотереями того времени. Даже многие современные работы по экономике и о финансовых рынках, используют терминологию Голдгара, такие работы, как Случайное падение Уолл Стрит (1973 г.) Бартона Молкела и Короткая История Финансовой Эйфории (1990 г.) Джона Кеннета Гэлбрайта; использовали тюльпаноманию, как урок.